суббота, 11 июня 2011 г.

Что такое синдром Аспергера?

Синдром Аспергера является одной из форм аутизма, которая представляет собой пожизненную дисфункцию, сказывающуюся на том, как человек воспринимает мир, обрабатывает информацию и относится к другим людям. Аутизм часто описывается как «спектр расстройств», поскольку это состояние затрагивает людей по-разному и в различной степени.

Синдром Аспергера является в основном скрытой «скрытой дисфункцией». Это означает, что нельзя по внешнему виду определить наличие у кого-либо синдрома Аспергера. Люди с данным расстройством испытывают трудности в трех основных областях. К ним относятся:
  • социальная коммуникация
  • социальное взаимодействие
  • социальное воображение

Тони Эттвуд «Синдром Аспергера и его лечение у детей»

Адаптация к своему отличию от других людей 

Ребенок с расстройством развития, таким как синдром Аспергера, по определению отличается от остальных детей. С течением времени, родители и специалисты научились определять этот диагностический термин, который описывает очень необычный профиль способностей. Тем не менее, сам ребенок с синдромом Аспергера тоже замечает, что он или она отличается от других детей. Некоторые дети с синдромом Аспергера интернализируют свои эмоциональные реакции на отличие от других, в то время как другие дети экстернализируют свои эмоциональные реакции.

Интернализация мыслей и чувств

Депрессия

Дети с синдромом Аспергера не могут понять интуитивно, как играть или взаимодействовать со своими сверстниками. В результате, они могут стать мишенью издевок, насмешек и остракизма, что разрушает их самооценку. Социальная компетентность и способность к дружбе очень ценятся среди типичных детей, и отсутствие успеха в этих навыках может привести к тому, что некоторые дети с синдромом Аспергера интернализируют свои мысли и чувства в форме постоянной самокритики и растущей социальной самоизоляции. Иногда уже в возрасте шести лет у таких детей наблюдается реактивная депрессия, которая наступает в результате осознания своей непохожести на других.

Лорна Винг / Синдром Аспергера: клиническое описание

Лорна Винг, Отделение социальной психиатрии MRC, Институт психиатрии, Лондон

Синопсис
Описаны клинические проявления, течение, этиология, эпидемиология, дифференциальная диагностика и сопровождение синдрома Аспергера. Обсуждается классификация и приводятся доводы за включение синдрома, совместно с ранним детским аутизмом, в более широкую группу состояний, при которой имеются, в целом, нарушения в развитии социального взаимодействия, коммуникации и воображения.

Введение
Множество образцов аномального поведения, вызывающих диагностическую путаницу, включает один, первоначально описанный австрийским психиатром Гансом Аспергером (1944, 1968, 1979). Название, выбранное им для этого образца, было "аутистическая психопатия", где последнее слово применялось в техническом смысле, для обозначения аномалии личности. Из-за популярной тенденции приравнивать психопатию к социопатическому поведению это приводило к недоразумениям. По данной причине нейтральный термин "синдром Аспергера" предпочтительней и будет использоваться здесь в дальнейшем.

Синдром пришельцев с другой планеты

Чудаки, зануды, странноватые – часто за такими ярлыками скрываются реальные врожденные отличия, имеющие как свои сильные, так и свои слабые стороны.

Еще в 1940-х годах австрийский психиатр Ганс Аспергер описал детей, у которых возникают большие проблемы в общении, несмотря на нормальный, а иногда даже очень высокий интеллект. Сам Аспергер называл их «маленькими профессорами». Несмотря на то, что работал Аспергер давно, понятие «синдром Аспергера» стало активно использоваться только в последние годы, и большинство людей, даже специалистов, не знают о нем. Синдром Аспергера – это часть так называемого «аутичного спектра». Но если сам аутизм связан с сильной задержкой речи и бросающимися в глаза отличиями, то синдром Аспергера – это что-то вроде аутизма в очень «мягкой» форме.

Синдром Аспергера, особенности

Синдром Аспергера – относится, как и синдром Каннера, к непроцессуальным, дизонтогенетическим формам РДА. В последнее время его относят к конституциональной патологии характера аутистического типа.

1). Как и при других видах аутизма, состояние при синдроме Аспергера определяют коммуникативные нарушения, недоучет реальности, ограниченный и своеобразный, стереотипный круг интересов, что отличает таких детей от сверстников.

2). Нарушение социального взаимодействия может проявляться в следующих формах:
  • экстремальный эгоцентризм – невозможность взаимодействовать со сверстниками;
  • взаимодействие со сверстниками возможно, но не является привлекательным, не значимо и не ценится высоко;
  • социальная и эмоциональная неадекватность общения.

вторник, 7 июня 2011 г.

Синдром Аспергера (фрагмент из книги «Аутизм: определение и диагностика»/Богдашина О. )

В 1944 году, через несколько месяцев после публикации статьи Каннера "Аутистические нарушения аффективного контакта", в которой он идентифицировал аутизм, австрийский психиатр, Ганс Аспергер описал похожий синдром, который он назвал "аутистическая психопатия" (Asperger, 1944; перевод на английский язык в Frith, 1991). 

И Каннер, и Аспергер описывали очень похожие первичные черты нарушения ("ранний детский аутизм" Каннера и "аутистические нарушения личности" Аспергера): дефицит в социальном взаимодействии и прагматической (социальной) коммуникации, ограниченные интересы и действия. Однако, Аспергер не отмечал грубых аномалий языка и речи детей, которых он наблюдал, и описал относительно хорошо сохраненные речевые и когнитивные способности. 

Другие отличия описания состояния Аспергером от описаний Каннера включают в себя: проявление состояния в более позднем возрасте, плохая координация движений (неуклюжесть) и некоторые другие. Первоначально, все случаи состояния, описанного Аспергером, отмечались только среди мальчиков. Аспергер также предположил, что подобные проблемы развития наблюдаются и у других членов семьи, особенно у отцов.

воскресенье, 5 июня 2011 г.

Сравнение аутичного и неаутичного сознания

Хотя существует множество исследований в области аутизма, немногие из них затрагивают субъективный опыт аутизма. Я предполагаю, что аутичные люди обладают формой самосознания, отличающейся от таковой у неаутичных, и причиной этого является различие в опыте восприятия "Я" (себя).

О "Я"

Наше "Я" является не неизменным объектом, а меняющейся словно голограмма системой ощущений (от тела), эмоций (и желаний), мыслей (фактов, информации), восприятия (способа, которым мы организуем и оцениваем информацию) и самосознания - пяти "составляющих" разума. Связи между этими системами соединяют "Я" воедино. Без этих связей "Я" не работает.

Классификации детского аутизма (фрагмент из книги «Аутичный ребенок: пути помощи / О.Никольская»)


Известно, что, несмотря на общность нарушений в психической сфере, аутичные дети значительно различаются по глубине дезадаптации, тяжести проблем, прогнозу возможного развития. Мутизм и не по возрасту взрослая речь, ранимость, страхи и отсутствие чувства реальной опасности, тяжелая умственная недостаточность и высокоинтеллектуальные интересы, неизбирательность по отношению к близким и напряженная симбиотическая связь с матерью, ускользающий взор ребенка и его очень открытый, крайне наивный взгляд, устремленный на лицо взрослого, - все это сосуществует в сложной, полной парадоксов картине детского аутизма. Поэтому, несмотря на общую логику нарушения развития, невозможно говорить о работе с аутичным ребенком "вообще"; насущной проблемой всегда являлась разработка адекватной классификации, дифференциации внутри синдрома детского аутизма.

Синдром Аспергера (фрагмент из книги «Введение в психологическую теорию аутизма» / Франческа Аппе)

Во второй главе обсуждались описания Гансом Аспергером «аутистической психопатии», основанные на наблюдении группы детей. Наряду с удивительным сходством с первым описанием наблюдений Каннера, сделанных им в США, сообщение Аспергера содержало ряд моментов, противоречащих каннеровскому оригинальному описанию аутизма. В частности, у его пациентов, в отличие от тех, которых описывал Каннер, были более развитая речь, более выраженные моторные проблемы и, возможно, более оригинальное мышление. Эти различия привели к вопросу, действительно ли Аспергер описал особую группу детей – возможно, некую подгруппу в рамках аутистического спектра.
Диагностика
История


Впервые термин «синдром Аспергера» использовала Lorna Wing (1981а), которая ввела эту диагностическую категорию, чтобы выделить тех очень способных аутистов, которые не подходили под критерии Каннера, будучи при этом молчаливыми и отчужденными. Она перечислила шесть критериев, основанных на описании Аспергера (1944):

Введение в психологическую теорию аутизма (фрагмент из книги Ф.Аппе)

Аутизм на поведенческом уровне

Во второй главе обсуждалось, как благодаря Лео Каннеру (1943) и Гансу Аспергеру (1943) аутизм был описан и получил свое название. В то время, как и теперь, аутизм определялся на основании поведенческих признаков. По Каннеру, необходимыми и определяющими симптомами аутизма являются «аутистическое одиночество» ребенка и «навязчивое стремление к постоянству» (Kanner и Eisenberg 1956). Хотя первые каннеровские описания очень красноречивы, и сегодня кажется, что многие дети с аутизмом в точности соответствуют нарисованной им картине, по мере того, как об аутизме становилось известно все больше и больше, диагностические критерии претерпели некоторые изменения.

Сенсорная интеграция и гимнастика мозга

Сенсорная интеграция занимается, как можно догадаться, проблеми связанными с интерпретацией мозгом сигналов от всей нервной системы тела. Примером того, что у мозга бывают проблемы с интерпретацией сенсорного ввода может послужить привыкание к новым очкам или линзам. Кто хоть раз испытал от такой малости усталость или даже головную боль, имеет представление.

Сенсорная интеграция может заинтересовать людей, которым знакома непереносимость некоторых тканей, текстур еды, звуков, таких воздействий как езда, качание на качелях.

Психическое здоровье и синдром Аспергера

Люди с аутизмом или синдромом Аспергера особенно уязвимы перед проблемами психического здоровья, такими как тревожные расстройства и депрессия, особенно в позднем подростковом возрасте и начале взрослой жизни (Tantam & Prestwood, 1999). Гажуддин и коллеги (1998) установили, что 65% из их выборки пациентов с синдромом Аспергера имели симптомы того или иного психиатрического расстройства.

Тем не менее, как отмечает Хоулин (1997), «неспособность людей с аутизмом сообщить о своих негативных переживаниях, тревожности или сильном стрессе также приводит к тому, что зачастую у них трудно диагностировать депрессивные или тревожные состояния, особенно если врачи плохо знают или понимают нарушения развития».